» ИгроMoney № 53. Реклама — двигатель рекламы - Компьютерные игры
Компьютерные игры header image 2

Компьютерные игры

Очередной сайт для геймера - RSS





ИгроMoney № 53. Реклама — двигатель рекламы

Декабрь 30th, 2007

ИгроMoney № 53. Реклама — двигатель рекламы

Автор: Павел Бажин (Pbs)
Дата публикации: 02/07/2007
Категория: ИгроMoney

Очередной выпуск еженедельного бизнес-обозрения ИгроMoney начнется с новостей рекламного рынка: мы познакомимся с новым лицом Nintendo — Николь Кидман, а также узнаем, сколько денег вкладывают компании, чтобы превратить мониторы в рекламные щиты. Далее поговорим о возможном начале прямого противостояния Nintendo и
Sony, а чуть позже узнаем о сопернике STEAM и о том, за сколько можно продать фанатский сайт World of Warcraft. Оставайтесь с нами!

Николь Кидман тренирует мозг

Все уже постепенно привыкают к мысли, что вскоре рекламировать будут не только игры, но и сами игры будут что-нибудь рекламировать. Воистину, шуточная интерпретация известного лозунга про «двигатель торговли», вынесенная в название статьи, сегодня звучит куда адекватнее оригинала. Игровой рынок растет, и вместе с ним растет и рынок рекламных услуг — причем темпы прироста у последнего куда выше.

Исследовательская компания Parks Associates опубликовала свой прогноз развития рекламной отрасли до 2012 года. Согласно ему, рынок рекламы видеоигр в одних только США за следующие пять лет сумеет взять планку в $2 млрд. (в прошлом году была достигнута отметка в $370 млн.). Аналитики отмечают, что на первом месте стоит реклама на профильных сайтах. У менеджеров Nintendo, впрочем, имеется особое мнение. Они считают, что игровые порталы не слишком подходят для «ловли» выгодных клиентов. Массовый потребитель не сидит на веб-страничках, изучая скриншоты и ролики. Взрослые и пожилые люди, неисчерпаемый источник денежной казуальной аудитории, никогда не придут на сайт, рассчитанный на молодежь. Возможно, эта категория населения вообще не знает, что подобные странички существуют. Поэтому Nintendo изначально начала развивать свою стратегию продвижения приставок точно такими же методами, какими пользуются продавцы бытовой техники: через телевидение, газеты, радио — то есть через

далекие от игр и геймеров СМИ. И, как показала практика, решение оправдалось даже больше, чем на 100%.

После этого руководство логично решило перенять и другие приемы традиционных рекламных мероприятий. Например, выбор в качестве «лица» компании кинозвезды. Итак, лицом Nintendo, по крайней мере, временно, станет известная голливудская актриса Николь Кидман. К играм она не имеет никакого отношения, зато целевая аудитория Nintendo ее знает и любит. Оказывается, она не только прыгает с парашютом, лазает по скалам, воспитывает двоих детей и снимается обнаженной в фильме «Мех: воображаемый портрет Дианы Арбус» — она еще и играет в замечательный умственный тренажер с длинным названием More Brain Training from Dr Kawashima: How Old is Your Brain? и другие развивающие проекты от Nintendo. Ожидается, что наиболее сильный эффект такой рекламный ход окажет в стратегически важной Великобритании. Именно там Nintendo вложила несколько миллионов евро в различные рекламные акции, кот
орые (совершенно случайно и очень кстати) сопровождались рекламой вышеупомянутого фильма &laq
uo;Мех…», чей скандальный выход (не менее случайно и не менее кстати) произошел как раз к старту новой рекламной акции Nintendo.

Но, несмотря на столь удачный опыт, аналитики верят, что у традиционной рекламы перспектив куда меньше, а казуальный рынок внутриигровой рекламы вообще сочли «неперспективным». Над этим стоит задуматься, ведь реклама внутри самих игр является наиболее интересной и быстроразвивающейся отраслью. С отметки в $55 млн. в 2006 году, рынок внутриигровой рекламы к 2012 году вырастет до $800 млн. Одновременно произойдет смещение предпочтений в сторону динамического наполнения, чья доля увеличится с нынешних 27% до 84% через пять лет.

Поэтому некоторые фирмы уже сейчас начинают осваивать этот новый тип подачи информации. Например, студия Double Fusionзаключила договор с компанией Gala-Net на размещение в ее проектах трехмерной динамической рекламы — она должна появиться в готовящейся к релизу онлайновой гонке Upshift StrikeRacer. Не забывает Double Fusion и об обычной рекламе. Для наполнения баннерами принадлежащих ей сайтов и размещения статичной внутриигровой рекламы в таких бесплатных тайтлах, как Gunbound, Gunz, Rounders Poker и Soldier Front, компания наняла специалиста — фирму
ijji. Как видим, «впереди планеты всей» идут маленькие компании — им легче перестраиваться на новый лад. Но как только будет получен и проанализирован успешный опыт освоения рынка, подтянутся и гиганты, а значит, не за горами день, когда реклама станет обычным явлением на экранах мониторов.

Nintendo на тропе войны

Итак, случилось то, что было предсказано ранее: Nintendo со своими «игрушечными» приставками напрямую вступила в зону интересов «больших» консолей. Теперь она увеличивает долю не только путем освоения новых рынков казуальных пользователей, но и отбирает кусок хлеба у конкурентов. Правда, пока все еще не за счет геймеров — аудитории у приставок остаются довольно разными, но вот битва за издателей уже началась. Первой жертвой этой необъявленной войны стала Sony. Согласно докладу японской газеты
Nikkei, сразу несколько крупнейших японских компаний отдали предпочтение производству игр для Nintendo, сократив при этом поддержку платформ Sony.

Наибольший перекос в сторону Nintendo будет наблюдаться у Namco Bandai, более чем в два раза (на 109%) увеличившей количество запланированных проектов (всего на текущий финансовый год предполагается выход 115 тайтлов для DS и Wii). Почти такие же темпы миграции взяла
Sega
. Для нее прирост поддержки Nintendo в этом году составит 96%, хотя в абсолютном выражении результаты куда скромнее — всего 49 игр. На последнем месте стоит Capcom — на первый взгляд кажется, что ее можно вообще исключить из списка «дезертиров»: прирост на 2007 год ожидается всего в… одну игру! Да и общее их количество даже с таким прибавлением составит всего двадцать штук. Но есть еще один показатель — тиражи. Та же Capcom, почти не расширив линейку продуктов, увеличит их выпуск на 81%, до 4,7 млн. копий. И вот здесь ситуация становится напряженной.

Дело в том, что тиражи проектов для Nintendo издатели намерены увеличивать за счет Sony. Если суммировать показатели всех компаний, то за фискальный 2007 год для Wii, DS и Game Boy Advance планируется напечатать порядка 26,88 млн. копий игр, для всех моделей PlayStation — порядка 23,29 млн. копий. Но по оценкам аналитиков, эта цифра может катастрофически упасть, вплоть до 16 млн. и даже ниже. Более того, один из важнейших партнеров Sony, издательство
Square Enix, уже прямо заявил о намерении приостановить разработку проектов для PlayStation 3 до тех пор, пока продажи не выйдут на приемлемый уровень. Игры приносят издателям основной доход в первые месяцы после выпуска — и пока PlayStation 3 просто физически не может обеспечить достаточной аудиторией дорогостоящие наработки.

Такая позиция издателей Страны Восходящего Солнца мало согласуется с намерением Sony выпустить до марта будущего года 200 новых проектов для PlayStation 3. Не стоит напоминать, насколько важен японский рынок — это центральный потребитель консольной продукции, диктующий моду и направление развития всей отрасли. Но и издателей можно понять: Nintendo продолжает набирать обороты, и игнорировать ее успехи — значит, добровольно лишать себя легкого заработка.

Всю предыдущую неделю эта компания продолжала властвовать в топах продаж приставок и видеоигр. Было реализовано 164 тыс. коробок Nintendo DS — это больше, чем всех остальных консолей вместе взятых. На втором месте с большим отрывом идет Wii с результатом 65,5 тыс. PlayStation номер два и номер три продались тиражом 12 тыс. и 9,5 тыс., соответственно. Xbox 360, после недавнего взлета, неспешно разошлась в количестве 3400 штук, номинально обогнав два продукта от Nintendo. Увы, радости в этом для нее немного — ведь соперниками являются древние музейные экспонаты в виде Game Boy Micro и Game Boy Advance, приобретенные 284 и 130 раз соответственно. Про игровые успехи Nintendo читайте в конце выпуска, в традиционной рубрике «Топы продаж», отмечу лишь, что на этот раз доминирование над остальными платформами было абсолютным.

В таких условиях Sony остается лишь утешать себя неплохими продажами в Австралии, и демонстрировать воистину дзен-буддистское спокойствие своих сотрудников, продолжающих давать полные оптимизма интервью. Характерным примером может служить беседа Фила Гаррисона и журналиста Game Informer. «Не судите о платформе по ее стартовой линейке игр, — говорит Гаррисон. — Просто поглядите на те игры, с которыми стартовали PlayStation 1 и PlayStation 2. Проанализировав те несколько дюжин тайтлов, вы никогда в жизни не смогли бы представить себе, что эти приставки будут проданы тиражом более 100 млн. штук каждая».

Кроме этого, Гаррисон заявляет, что собственных ресурсов по разработке проектов у Sony больше, чем у всех конкурентов вместе взятых. Это, считает он, является залогом появления на PlayStation 3 лучших (и, что самое главное, эксклюзивных) игр, созданных по новейшим технологиям. Фил удовлетворен развитием бета-тестирования онлайнового сервиса Home, запуск которого назначен на октябрь.

Так что рождественская битва не отменяется. Снижение объемов выпуска проектов для платформ Sony — факт пока не подтвердившийся, да и связан он, может быть, лишь с переоценкой возможностей PlayStation 3 на ранних этапах. Не исключено, что случившийся демарш издателей — не бегство крыс с тонущего корабля, а лишь стратегическая перегруппировка. Зачем производить 30 млн. игр для платформы, пользователи которой приобретут максимум миллионов пятнадцать? Лучше направить имеющиеся ресурсы туда, где проекты будут более востребованы…

Теги: Рецензии